Легенда о Темиртау |
Почему наш поселок назвали Темир-Тау? Было это давно-давно, когда тайга и горное эхо, златорогий олень и пушистый соболь не слышали выстрелов из ружья, не знали лязга железных канканов... Стрелы и лук, деревянный силок - шергей - вот и все, с чем шел охотник на зверя и птицу. В тайге, на берегу быстроструйного Мрасса, жили трое братьев -охотников - шор-анчи. Добыча двух братьев была богатой - белка и соболь сами шли на охотников. А третьему брату удачи не было. Он возвращался в пустой шалаш с пустой суминой; к его шергеям не подходил даже бурундук, от его стрел улетали птицы. Питался охотник лишь кореньями кандыка и стеблями ревеня, больше ничего не давала ему тайга. «Видно, Хозяин тайги на меня разгневался»,—думал охотник и остатками пищи угощал своего деревянного божка Шалыга— злого духа тайги. Недаром когда-то добрый Ульгень загнал Шалыга под землю вместе с его женой и камнем тяжелым закрыл выход из подземного мира. Но под землею Шалыг породил сына-богатыря» и сын отвалил камень Ульгеня. Вновь на земле появился Шалыг, с тех пор он еще злей к людям. Сын Сарыг-хана С палкой из желтой акации, С желтой бородой, С выпуклыми глазами. Почтенный хан Шалыг, Зачем на меня гневаешься. Почему удачи лишил? Так уговаривал шор-анчи злого Шалыга. Остатками чая он брызгал на костер, чтобы и Мать-огонь на него не гневалась. Но и после молений не приходила удача к охотнику. Отчего опечалился шор-анчи. Однажды ночью, большой костер разведя, он сидел и, тоскуя, играл на комысе, песню печальную пел: Из кедра сделанный мой комыс рассохся. Скоро совсем развалится. Голос мой тихий скоро умолкнет. В землю лицом упаду я... В полночь по тайге ветер пронесся. Возле костра шор-анчи незнакомый человек вдруг появился с зелеными волосами, с зелеными глазами и в каменных сапогах. Неизвестный пришелец у огня присел и сказал: — Пой свои песни, я посижу, послушаю. Охотнику стало страшно, но он тихонько запел. — Птицу и зверя ты не можешь добыть, оттого и печалишься, - сказал незнакомец. — Пойдем со мною — богатым будешь. Охотник прошел за ним. Они поднялись на вершину одной горы, перед ними тяжелые каменные двери открылись. «Видно, это Хозяин гор», - охотник подумай, совсем испугался. Хозяин гор его внутрь горы повел. Пришли они в подземный дворец. На одной его половине висело много шкур соболиных, лисьих и горностаевых, на другой половине грудами лежали блестящие камни. А посередине стоял большой котел, наполненный хмельной водой. Хозяин гор, угостив охотника жгучей водой, взял большой мешок, насыпал в него камней и сказал: - Этот подарок мой даст тебе силу и славу. Охотник же глядел на звериные шкуры и думал: «Если бы дал он хоть немного этих мехов, я сразу разбогател бы. Зачем мне камни? Разве камни дают богатство?» Хозяин гор дал в руки охотнику второй мешок и велел его наполнить мехами. Шор-анчи набил, сколько мог, мешок соболиными шкурками, - на стенах дворца их не убавилось... - Унесешь ли оба мешка? - Хозяин гор спросил. - Разве я не мужчина, чтобы унести - унесу! - ответил охотник.
- Смотри,
мешок с камнями не бросай, камни тебе великую силу дадут! — На свою землю придя, охотник пушнину распродал, сразу богатым стал, торговать начал. О мешке с камнями даже не вспомнил, никому о нем не сказал, сам на охоту ходить отвык — ему приносили свою добычу бедные шор-анчи в уплату долгов. Из охотника он превратился в купца. Хозяин гор, найдя в тайге мешок с камнями, в горы его унес, глубоко под землей упрятал. По дороге он обронил один камешек. Однажды бедняк шор-аичи, блуждая в тайге, нашел этот камень. «Такого тяжелого камня мне еще не случалось подымать»,— подумал шор-анчи и принес его к своему шалашу. Люди, увидев этот камень, сказали, что его надо испытать огнем. Охотник положил камень в жаркий огонь, из раскаленного камня потекло железо.
Охотник показал железо всем людям тайги. Из него
все можно было Люди пошли искать ту гору, откуда был камень, родивший железо. Они нашли эту гору и назвали ее Темир-Тау - Железной горой. С той поры люди, населявшие землю, где находится Темир-Тау, и стали называть себя темир-узы —кузнецами. И свою родословную они будто бы повели от богатыря темир-узы Ак-Гая — Белой скалы, который ковал раскаленное железо одними руками: пальцы левой заменяли ему кузнечные щипцы, а кулак - правой — молот. ...В поэтической легенде о Темир-Тау, сложенной народом и передаваемой из уст в уста поколениями, ярко отразились судьба, мечты и думы, живая правда жизни народа, который и сейчас называет себя в песнях темир-узы — кузнецом. |