Краткая история поселения

Темиртау

Далёкие предки, обитавшие поблизости, то в одном, то в другом месте находили железную руду. 

Железные руды Сухаринского месторождения были найдены в 1718-1722 году крестьянами, в Левобережье ручья Сухаринка. С 1771 года по 1864 год руды добывались и вывозились санным путём на Томский железоделательный завод, который находился в селе Томске.

Исследователь Гмелин в 1751-1752 годах от лимана поднимался вверх по быстрой реке Кондоме. Его занимала добыча железняка в более широких масштабах. Несколько позже осматривал места предполагаемых залежей руд другой известный  учёный А.А. Державин. 

В 1897 году на плоскогорье, высотой 550 м, открыто Темиртауское месторождение. Здешние жители называли его «Железная гора». Хозяином её по воле судеб стало общество Восточно-Сибирских заводов. Но широкой огласке этот факт не получил. Собственники ждали лучших времён. Для них оно пришло 1912 году с созданием акционерного общества Копикуз. Пайщики фирмы, в числе которых были германские и французские капитал держатели. Их сразу привлёк металл, находившийся в тельбесско-темиртауских железных рудах. Вот почему в 1914-1916 годах акционеры вложили немалые средства, чтобы основательно провести магнитометрическую съёмку. 

 


 

 Руками пришлых людей в складках, косогорах копали канавы, вели проходку дудок, пробурили 7 вертикальных скважин алмазным инструментом и не зря. Найдено 4 рудных тела, уходящих на глубину 85 м с запасами 15 миллионов тонн руды.



Не теряя времени, трудолюбивые люди использовали подручный материал и построили жилища. Некоторые избёнки ставились прямо на высоких пнях. Первым делом было заиметь крышу над головой и обогреться. Забота у всех была общая – прижиться, вызвать к себе семьи, близких и включиться в строительство рудника.


так ходили поезда

так возили грузы

С 1947 по 1954 годы в Темиртау действовала школа подготовки инженерно-технических работников из опытных рабочих на базе Свердловского горного института. Подготовленные и прошедшие на руднике практику рабочие и ИТР трудятся и ныне на многих рудниках страны. Темиртауское рудоуправление по праву считается кузницей кадров. Здесь прошли практику многие руководители и специалисты. Здесь специалисты своего дела получили заслуженное признание и награды Родины.



Августовским днём 1970 года на станцию Ахпун пришёл первый железнодорожный электропоезд, который увёз эшелон сверхплановой руды.
В Темиртау произведено: в подземных разработках - 48987 тысяч тонн руды, в открытых разработках Южного Аргиштага - 125 тысяч тонн, Самарского участка - 4080 тысяч тонн, Верхнего Учулена - 306 тысяч тонн, Большой горы - 270 тысяч тонн, Левобережной Сухаринки - 4724 тысячи тонн, Северного Аргиштага - 64 тысячи тонн, Кедровки Западной - 49 тысяч тонн, Кедровки III -63 тысячи тонн. 

так проводились вскрышные работы

Месторождение доломитов «Большая гора» открыто в 1932году Н.Ф. Черкашениным, а с июня 1933года одновременно, с проведением небольшого объёма геологоразведочных работ оно уже начало эксплуатироваться для нужд КМК.

 После этого разведочные работы на месторождении несколько раз прекращались и возобновлялись. Месторождение отрабатывается открытым способом. Запасы доломитного карьера исчисляются 110 млн. тонн. Но границы его залегания до сих пор не определены. С пуском 1977 году дробильно-сортировочной фабрики доломитом обеспечены Кузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты. Годовая добыча сырого доломита в основном зависит от спроса потребителей. На ДСФ отлажено производство балластного щебня для железной дороги отходы производства, доломитная крошка, используется дорожными строителями для асфальтированного покрытия дорог.

 

Облагораживался посёлок. Улица Центральная оделась в бетон. Люди бескорыстно работали на воскресниках. В четырёх школах училось свыше 4 тыс. учеников ШРМ посещали 256 человек.

на субботнике

после рабочего дня

в отсутствии пляжей купались в воронках

 

поселок в наши дни

он также красив и ночью

Сам посёлок Темиртау лежит в котловине. С одной стороны гордо возвышается «Два брата» у подножия, которых проходит железная дорога Таштагол – Новокузнецк. На диаметрально противоположной горе сверкает 80-метровая телевышка. Невдалеке от посёлка находится гелиометеорологическая обсерватория Кузбасса.

Уникальная история метеорологической станции Горной Шории, в которой многие года работал человек-легенда Анатолий Витальевич Дьяков. В посёлке его называют Богом погоды, и гору на которой находилась его обсерватория, тоже переименовали в Богпогоду. Прославился по всему земному шару Дьяков тем, что, наблюдая на солнце в телескоп чуть ли не пол века пятна на солнце смог спрогнозировать по ним атмосферные явления и катаклизмы.

Такой выглядела территория нашего поселения в 19 веке.

По карте видно, что Сухаринский рудник был соединен с Томским железоделательным заводом сухопутным путем, хотя местное население уже плавило железо, о чем говорится в донесениях в Берг-коллегию в 1718-1720 годах. Только заступничество промышленников Демидовых позволило снаряжать экспедиции в наши края.

По центру карты проходит дорога (возможно Екатерининский тракт), по которой осуществлялась связь Кузнецкого уезда с наши краем. Указаны поселения, которых уже не существует, но во времена первых пятилеток там работали совхозы, колхозы и всякие артели, по производству промышленной утвари, простых орудий производства сельхозпродукции. На помощь работникам этих сельхозпредприятий приходили и труженики нашего поселка, особенно в осеннюю уборочную страду. Теперь эти заброшенные места стали уделом охотников и туристов.

В 1988 году в Свято-Троицком храме прошла первая служба православного прихода.